DW рассказала истории беларусов, подавших иск против Лукашенко в Германии

Несколько дней назад четыре немецких адвоката подали иск в Федеральную прокуратуру в Карлсруэбыл от имени десяти беларусов, пострадавших от пыток. Адвокаты призывают германию провести независимое расследование в рамках универсальной юрисдикции.

Deutsche Welle опубликовала истории двух человек, от имени которых был подан иск.

Валерий Самолазов – IT-специалист. С июля 2020 года он работал в Великобритании, но приехал в отпуск домой, чтобы уладить дела с документами и проголосовать. Валерий жил в пригороде Минска, о событиях в Минске 9 августа узнал от знакомых, так как не работал интернет. 10 августа он поехал в центр на встречу с коллегой, и его задержали.

При задержании силовики обратили внимание на майку Валерия с изображением  диснеевского символа фильма «Каратель» (череп). По словам мужчины, силовики постоянно напоминали про эту майку перед тем, как бить. Также силовики заинтересовались британскими банковскими картами, британской сим-картой, звонками в Британию. «Они посчитали, что взяли организатора протеста», – говорит Валерий.

Валерий рассказывает, что его били Заводвском РУВД, в автозаке по пути в СИЗО, в СИЗО в Жодино. В автозаке он два раза терял сознание от боли.

«Автозак — это пыточная камера на колесах. В автозаке многие люди кричали, плакали, молились, кого-то стошнило. … Надо мной наклонялись и шептали: «Я вижу, ты боли не боишься. Сделаем так, чтобы было больно». Кровообращение остановилось, через какое-то время я не чувствовал рук по локоть», – рассказывает Валерий.

Валерия отпустили через 84 часа после задержания. Он провел в больнице две недели с ЧМТ и травмой рук. Из документов, касающихся задержания, есть только справки из СИЗО и больницы. Протокола и дела не нашли, суда над Валерием не было. Он подал жалобу в МВД за побои, но в возбуждении уголовного дела было отказано «в связи с отсутствием состава преступления».

Журналист-фрилансер из Польши Кацпер Синицкий приехал в Беларусь для освещения событий. Его задержали 10 августа в районе Немиги, когда он шел со своим другом-фоторепортером по улице. Им говорили, что они «кукловоды», которые приехали руководить протестами.

«Моего друга избивали уже в бусике, он потерял сознание. Меня избивали в автозаке. Но хуже всего было именно в РУВД. Там нас клали лицом в пол с плотно закрепленными руками за спиной, держали в неудобных позах. Мы не могли двигаться, нас неоднократно пугали, говорили, что если будем двигаться, то выбьют все зубы. … Нам не разрешали пить воду, не давали кушать, спать, выйти в туалет», – рассказал Кацпер.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.