«Наблюдается замедление ухудшения ситуации» — ИПМ и Нацбанк рассказали о бизнес-настроениях

Исследовательский центр ИПМ в рамках очередного медиа-завтрака представил результаты мониторинга бизнес-настроений компаний частного сектора. Новый проект запущен с октября прошлого года.

В рамках мониторинга исследователи на ежемесячной основе опрашивают руководителей компаний-клиентов бизнес-школ, относящихся к субъектам малого и среднего бизнеса. Раз в квартал MIA Research проводит более широкий опрос МСП. Опросы охватывают компании различного размера. По словам директора исследовательского центра ИПМ Александра Чубрика, обе выборки представляют компании, чей совокупный штат составляет порядка 30 тыс. человек.

Экономике ни хорошо, ни плохо

Как показывают данные мартовского мониторинга, компании оценивают свое экономическое положение в целом как нейтральное. Такое положение последний раз было в 2015-16 годах, когда был определенный кризис, частный сектор просел сильно. После этого бизнес рос.

Ситуация 2020 года, включая пандемию и политический кризис, ухудшили настроения бизнеса. Однако в ходе ежемесячных опросов видно, что с октября компании ощущают себя ни плохо, ни хорошо.

С октября по февраль компании ожидали ухудшения своего финансового, экономического положения, снижения занятости, в марте ситуация изменилась. Респонденты перестали ожидать ухудшения. Они в целом полагают, что их положение теперь не претерпит принципиальных изменений. Динамика по секторам отличается. Если в промышленности она не изменилась, то экономические ожидания в торговле и сфере услуг улучшились. Ожидания в строительстве не изменились, однако они изначально были наиболее негативными.

Компании также ожидают некоторого улучшения перспектив продаж, ситуации с занятостью, однако в целом оценки имеют нейтральный характер.

«В марте компании начали говорить, что собираются нанимать сотрудников», — отметил ведущий экономист Исследовательского центра ИПМ Глеб Шиманович.

Риски

Вместе с тем, компании оценивают риски ведения бизнеса достаточно высоко, при этом улучшение динамики ожиданий не отразилось на оценке рисков. Исследователь отметил, что руководители компаний, посещающие бизнес-школу, выше оценивают риски, чем остальные респонденты. Глеб Шиманович обратил внимание на то, что в торговле и услугах более высокие ожидания совпадают с высокой оценкой рисков.

Среди барьеров для развития бизнеса главными называют неопределенность экономической среды и возможность макроэкономической нестабильности. При этом Глеб Шиманович отметил, что «рейтинг» этих барьеров для развития бизнеса снизился в марте: если в декабре-феврале их называли около 70% респондентов, то в марте уже меньше 60%. Третье место среди барьеров занимает низкий спрос, недоверие к правовой системе. Для компаний бизнес-школы характерна высокая оценка барьера, связанного с нехваткой квалифицированного персонала, в то время как компании более широкой выборки выше ставят финансовые проблемы, а недоверие к правовой системе для них не столь актуально.

В марте респонденты стали чаще называть такие барьеры как «административное регулирование цен» и «сложности с поставками».

Есть различия и по отраслям. Для промышленности и строительства главным барьером является низкий спрос, а для торговли и услуг — неопределенность экономической среды. При этом для промышленности и строительства не так актуально недоверие к правовой системы, но для них проблемой являются административные процедуры.

В оценках экономической ситуации в стране респонденты также становятся более оптимистичными. Хотя большинство и считает ситуацию плохой, вариант «очень плохая» выбирали реже. Однако в целом респонденты не испытывают оптимизма по поводу изменений.

«Мы видим, что компании начали оценивать перспективы свои более нейтрально. Был период долгий, когда компании ожидали падения, сокращения производства, занятости, но в марте этот тренд прекратился. Они ожидают, что их положение стабилизируется», — сказал Глеб Шиманович.

Вместе с тем сохраняется расхождение в оценках компаний своего положения и экономики в целом. Как и в предыдущие годы респонденты лучше оценивают положение своей компании, чуть хуже — в отрасли, а еще хуже — в экономике в целом, что, по мнению Глеба Шимановича, может быть связано с информационным фоном.

Инфляция и ВВП подрастут во втором квартале

Схожий по своим задачам мониторинг проводит Национальный банк. Регулятор с 2001 года проводит ежемесячные опросы по экономической конъюнктуре. На сайте НБРБ выложены результаты опросов с 2005 года. Заместитель начальника управления экономического анализа Главного управления монетарной политики и экономического анализа Национального банка Петр Милевский отметил, что опрос регулятора проводится на выборке из 1400 предприятий четырех основных отраслей. По его словам, в прошлом году оценки бизнеса экономической ситуации были худшими с 2014 года.

«Мы видим тренд улучшения ситуации, но все равно пока мы не выходим на нулевой показатель. Как мы это интерпретируем: наблюдается замедление ухудшения ситуации«, — отметил Петр Милевский.

Большинство респондентов все еще оценивает экономическую конъюнктуру как неблагоприятную.

«С конца прошлого года загрузка производственных мощностей держится в районе 67-70%, что в целом неплохой показатель. А средний срок обеспеченности заказами — 4,7 месяца», — добавил Милевский.

В ближайшие три месяца около 90% респондентов ожидают увеличения отпускных цен, из них 42% ожидают, что цены будут расти текущими темпами, а 36% полагают, что рост цен на их продукцию ускорится. В следующие три месяца рост цен может составить 1,2%, а в июне годовой показатель инфляции может достигнуть 9%. Прогноз по году остается на уровне 7%, замедление инфляции ожидается во второй половине года.

Нацбанк также проводит опрос ожиданий по заказам, объемам производства, на основании которых дается краткосрочный прогноз в том числе ВВП.

«Мы оцениваем, что по итогам пяти месяцев ВВП немного ускорится, возможно до 1%», — сказал Петр Милевский.

Рецессия или рост

«Мы видим, что промышленность внесла очень существенный вклад в прирост ВВП. В промышленности это была в основном обрабатывающая промышленность: производство калийных удобрений и нефтепереработка. Эффект низкой базы хорошо сработал», — сказал директор Исследовательского центра ИПМ Александр Чубрик.

В первом квартале этого года основной вклад в прирост ВВП внесли промышленность и «информация и связь». За счет низкой базы начала прошлого года физические объемы экспорта растут, а внутренний спрос снижается.

Вместе с тем Александр Чубрик отметил, что темпы прироста средних экспортных цен беларусского экспорта отстают от среднемировых, в том числе по сырьевым товарам. При этом темпы роста цен импорта также остаются выше темпов роста экспорта. Еще одна из тенденций последних месяцев — сокращение потребления домашних хозяйств.

«Уже не рецессия, но еще не рост, и вопрос, будет ли этот рост — это вопрос еще очень открытый. Основная проблема, что экономика зависит от ожиданий, а они требуют тонких действий. И когда у тебя одна рука пытается заниматься тонкими настройками, а другая — добавляет новых вводных, работать с ожиданиями очень сложно. Беларусь очень сильно рискует потерять все возможности, которые сейчас существуют в связи с восстановлением и переформатированием экономики, если не будет работать с негативными ожиданиями. А для работы с негативными ожиданиями недостаточно, если просто какие-то позитивные эксперты из позитивных организаций будут писать позитивные вещи», — резюмировал Александр Чубрик.

По его словам, одних позитивных слов мало, они должны подкрепляться действиями, которые положительно будут оценивать экономические агенты. В то же время позитивных шагов с негативным информационным фоном также недостаточно.

Ростки оптимизма, которые зафиксировали мартовские опросы, в основном связаны с внешним, а не внутренним спросом. Компании начинают приспосабливаться к сложившимся условиям.

«Март был бы гораздо более оптимистичным, если бы не было всех этих негативных ожиданий, которые убивают потребительский спрос и инвестиции на внутреннем рынке», — добавил Александр Чубрик

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.