Гродненский музыкант и активист Игорь Банцер и жительница Бреста Юлия Бодак признаны политическими заключенными. Заявление правозащитного сообщества опубликовано 15 марта на сайте лишенного регистрации правозащитного центра «Весна».
Игорь Банцер был задержан в Гродно 20 октября за перформанс в виде танца перед машиной милиции. Мужчина был без штанов (в стрингах). Ему было предъявлено обвинение в хулиганстве по ч. 1 ст. 339 УК. Сам Банцер в своих показаниях подчеркивал, что у его поступка были не хулиганские мотивы — он таким образом высказывал протест против действий силовиков.
Все время с задержания Игорь находится под стражей, долгое время был в одиночной камере, близкие сообщали, что с ним длительное время отсутствовала переписка. Недавно над Банцером начался суд. Во время него Игорь объявил сухую голодовку. Он продолжает ее уже 13 дней.
Брестчанка Юлия Бодак также обвиняется в хулиганстве, но по второй части статьи 339 УК. Ее задержали 18 февраля. По версии следствия, Юлия вместе с иными лицами 23 октября сделала чучело, символизирующее Александра Лукашенко, прикрепив к нему листы бумаги с надписями «украл голоса» и «осудил невиновных», и вывесила чучело на дереве по Варшавскому шоссе. Женщина находится под домашним арестом.
Правозащитники подчеркивают, что действия Банцера и Бодак нельзя квалифицировать как хулиганство, поскольку они были мотивированы не желанием продемонстрировать неуважение к обществу и т.д., а стремлением высказать свое мнение в связи с политической ситуацией в стране.
«Мы считаем, что данная форма высказывания мнения подпадает под защиту Международного пакта о гражданских и политических правах и не имеет ничего общего с предъявленными обвинениями», — подчеркивают правозащитники.
Кроме того, отмечают они, применены непропорционально жесткие меры пресечения, особенно в случае с Банцером, который несколько месяцев находится в тюрьме. Все это свидетельствует о политическом характере преследования, считают правозащитники.
Таким образом, в Беларуси на 15 марта уже 287 человек признаны политическими заключенными.