Одна из задержанных 26 февраля после чтения беларусской литературы в электричке пенсионерок рассказала TUT.by подробности случившегося. Женщину зовут Елена Лебединская, ее отвезли на Окрестина и на следующий день освободили, суд назначен на 2 марта.
Задержанных обвиняют в участии в несанкционированной акции: люди читали в поезде книги беларусских писателей, по некоторым данным, у кого-то в руках были бело-красно-белые флажки.
Со слов Елены, на электричке в направлении Заславля они выехали в 10:40. В вагоне находилось около 30 пожилых людей, с собой у них были книги беларусских писателей. Через четыре минуты на остановке «Минск-Северный» несколько пассажиров вышли. Женщина увидела через окно, что их задерживают. Остальные поехали дальше.
Елена вышла на следующей остановке «Масюковщина» и спустилась в переход еще с одной женщиной, где к ним подошли мужчины в гражданском, один из которых предъявил удостоверение и попросил пройти для установления личности «буквально на полчаса».
«Я стала объяснять, что у меня дома 90-летняя мама. На это мне пообещали, что потом меня отвезут куда нужно», — рассказывает Елена.
С ее слов, в машину, куда их посадили, уже было три человека, позже подсадили еще двух.
Елена говорит, что не знала людей в электричке, но предполагает, что люди в машине также были оттуда. Семерых женщин повезли в Заводское РУВД. Самой старшей из них было 75 лет, ее оштрафовали на 25 базовых (725 рублей) по статье 23.34 КоАП и отпустили.
Также, по словам задержанной, там находилась инвалид II группы.
«Когда мы приехали на Окрестина, местный врач даже не хотел ее принимать. Но, насколько я поняла, так как это ее не первое задержание, ее оставили. С собой у нее не было нужных таблеток», — комментирует женщина.
В РУВД у нее изъяли деньги, сережки и часы.
«Больше всего вопросов вызвали книги, которые мы читали. Нам сообщили, что это чуть ли не оппозиционная литература. Но у меня с собой был сборник стихов Янки Купалы», — говорит Елена. По ее словам, у других пассажиров она также видела только классическую литературу – Нила Гилевича, Якуба Коласа, Владимира Короткевича.
«Милиционеры сказали, что делать нам нечего, кто-то на нас зарабатывает деньги. А мы лучше бы носки вязали», — рассказывает она.
На вопрос о наличии символики Елена ответила, что лично у нее паспорте была обложка с орнаментом и надписью «Пашпарт беларусачкі».
В милиции посчитали, что женщина в составе группы граждан участвовала в несогласованном с Мингорисполкомом пикетировании. В постановлении о наложении ареста на ее имущество указано, что женщина выкрикивала «Жыве Беларусь!» и была одета в бело-красно-белую одежду.
«Нас снимали на камеры, и на записи видно, что в бело-красно-белом я не была», — подчеркивает она.
Из милиции семерых женщин отвезли на Окрестина и поместили в четырехместную камеру. Самой молодой из них было 50 с небольшим, остальные — пенсионерки. На верхние нары смогла забраться лишь Елена. По ее словам, в камере было холодно, отсутствовали матрасы и мыло, в тот день им не предложили «даже корочки хлеба».
Она говорит, что при обращении с ними никто не делал скидку на возраст: приказывали держать руки за спиной и стоять лицом к стене, звучали неприятные слова.
В двухместной камере в ЦИП, куда женщин перевели в субботу, находилось 13 человек, но было тепло, рассказывает Елена.
Их стали вызывать по одному, она была четвертой. Женщине сообщили, что 2 марта ей нужно явиться в суд и отправили «с вещами на выход». Родным при этом позвонить не разрешили. Елену выручили прохожие на улице: после звонка близкие приехали и забрали ее.
По словам Елены, в милиции говорили, что задержали 26 человек.
«Людей развозили по разным РУВД, поэтому что и с кем случилось дальше, мне сложно сказать. Из того, что я слышала, две женщины, на которых раньше уже составляли протоколы, все еще за решеткой», — говорит она.
Как минимум одна задержанная в пятницу пенсионерка все еще находится на Окрестина, пишет TUT.by со ссылкой на ее близких. Женщине 66 лет. Данное задержание для нее стало третьим.