Дмитрий Гордон опубликовал большое интервью со Светланой Тихановской. Тихановская рассказала, как решила подавать документы в ЦИК, как проходила предвыборная кампания, как она уехала из Беларуси, за какие средства сейчас живет, сказала, чей Крым и Донбасс и что думает о Лукашенко.
О предвыборной кампании
«Это [регистрация кандидатом] был способ посмеяться надо мной, возможно, над Сергеем. … Они все думали, что никто за женщину не пойдет голосовать»
«Мне позвонили и стали угрожать: «Не продолжай, потому что ты в тюрьму, дети – в детдом». Звонили украинского номера, я думаю, это какая-то программа стояла. Это был переломный момент для меня, потому что я тогда чуть не сдалась»
Об отъезде
«Меня поставили перед выбором: либо тюрьма, либо дети. На тот момент я сделала этот выбор»
Тихановская отказалась говорить, кто с ней беседовал в кабинете Лидии Ермошиной и передал ли ей Лукашенко 15 тысяч долларов, но обещала рассказать все, когда придет время.
О политзаключенных
«Люди думают, что я только о Сергее думаю? Да ни в коем случае. Если бы поставили условие, что Сергей выходит, а остальные сидят, то нет. Нет! Он бы сам не согласился, и я бы на такое не согласилась. … Либо все, либо никто»
О протестах
«Забастовочное движение забили дубинками, запугали»
«Протесты в Беларуси не стухли. Поменялась картинка, поменялась форма протеста, но протестное движение, протестные настроения никуда не ушли»
«Сейчас время партизанщины. Ты не можешь действовать открыто, потому что это прямая дорога в тюрьму. Понятно, что ни люди, ни мы этого не хотим»
Тихановская считает, что весной крупные протестные акции возобновятся.
О Лукашенко
«Хитрый, жесткий, жестокий»
«Он удерживается, только благодаря насилию. Он играет на страхе людей»
«Он был близок людям тем, что он ездил по колхозам, по заводам, как будто он везде во всем понимает. И создавалось такое впечатление, что да он знает, как и корову подоить, и комбайн построить. … Он верит в то, что он разбирается в каждой сфере: в здравоохранении, культуре, образовании. Он сам поверил в то, что именно он может дать людям чистую воду, именно благодаря ему картошка растет, без него нигде урожай не соберется»
Смогут ли беларусы простить Лукашенко
«Сценариев ухода Лукашенко множество»
«Возможно нужно будет в какой-то момент давать гарантии безопасности. … Но его не простят. Искренне – нет»
«Он [Лукашенко] теперь ассоциируется только с насилием, только с окровавленными руками. И хорошего слова ждать ему теперь не придется»
Может ли Лукашенко получить гарантии безопасности в случае ухода
«Это должно стать пунктом переговоров. Если бы все зависело только от меня, то для того, чтобы остановить террор, – да»