Дмитрий Крук назвал угрозы и сценарии развития экономики Беларуси в 2021 году

Главное
Фото: Markus Winkler /Unsplash.com

Высокая степень неопределенности продолжает влиять на развитие беларусской экономики. В 2021 году ее может ждать слабая рецессия или более серьезное падение ВВП в случае реализации внешних и внутренних рисков. Старший научный сотрудник Центра экономических исследований BEROC Дмитрий Крук рассказал о своем видении экономических перспектив в новом году на встрече в рамках проекта «Открытый диалог по экономическим реформам». Он является партнерским проектом Центра экономических исследований BEROC и Press Club Belarus и осуществляется при поддержке Фонда Посольства Нидерландов по региональному партнерству (MATRA) и Швеции.

Инерция от работы на склад

«Инерция от 2020 года еще долгий период может и будет сказываться на динамике развития», — отметил Дмитрий Крук.

Прежде всего речь идет о беларусской реакции на коронакризис. Весной госпредприятия не стали корректировать объемы производства в соответствии с падением внешнего спроса. С одной стороны, это обусловило меньшее замедление активности в экономике в сравнении с другими странами, а также привело к снижению ВВП всего на 0,9% и поддержало потребительский спрос. С другой стороны, работа на склад ухудшила финансовые показатели предприятий, что усилило риски долгового кризиса.

«С точки зрения динамики ВВП, это однозначно позитивный эффект, с точки зрения производства, плюс, когда выплачивают зарплату за произведенную таким образом продукцию, люди продолжают эту зарплату использовать на свое потребление, это замораживает так называемые мультипликативные эффекты второго порядка. Оборотная сторона медали — значительное ухудшение финансового положения предприятий, которые прибегают к такой политике. Вот это основная точка уязвимости, которая важна с позиции сегодняшнего дня», — отметил Дмитрий Крук.

По его словам, если бы Беларусь реагировала так же, как другие страны, то ее ждало бы значительное падение ВВП во втором квартале, а затем постепенное восстановление. В реальности же спад оказался значительно меньше, а страна вышла на лидирующие позиции в регионе. Однако это создает угрозу отложенной и затянутой рецессии. Есть риск ограничения объемов производства в будущем, чтобы разгрузить склады. Также предприятия могут сокращать издержки с целью улучшения финансового положения, что может вылиться в ограничение роста зарплат, которое негативно влияет на внутренний спрос.

«Финансовое положение предприятий, на которые переложили бремя ковида, существенно ухудшилось. Это создает риски, проблемы в масштабе всей экономики. Это очень сильно повысило финансовую уязвимость нашей экономики и обуславливает угрозу финансовой дестабилизации», — отметил Дмитрий Крук.

Сценарий статус-кво

При этом внешняя конъюнктура на 2021 год пока прогнозируется достаточно благоприятной. Крук подчеркнул, что большинство организаций прогнозируют более медленное восстановление российской экономики. РФ не наверстает в текущем году потерянное во время коронакризиса — базовый прогноз МВФ предполагает рост её ВВП на 3%.

Цены на нефть несколько возрастут в сравнении с 2020 годом, но не достигнут предковидного уровня. Также важным фактором является курс российского рубля. Прогнозы варьируются от укрепления на 10% в случае роста цен на энергоносители до ослабления на 30% на фоне возможных санкций, политических или экономических шоков, использования обменного курса для балансировки бюджета.

Вместе с тем экономист напомнил, что продолжение налогового маневра в России создает дополнительные ограничения для беларусского бюджета, так как снижаются доходы от экспортных пошлин на нефть. Кроме того, налоговый маневр создает давление на внутренние цены в Беларуси.

Базовый сценарий от Дмитрия Крука предполагает, что экономическая среда в Беларуси останется практически неизменной. Это предполагает, что правительству удастся купировать или предотвратить финансовый кризис, монетарная политика останется близкой к нейтральной, фискальные стимулы будут предоставлены, но будут скромными, политическая напряженность не повлияет на объемы спроса и предложения, а также будут отсутствовать внешние шоки. В этом случае в беларусской экономике в 2021 году продолжится плавный затянутый спад с улучшением динамики под конец периода.

«В этом случае мы получим небольшой, постепенно сокращающийся в абсолютном выражении спад в районе 0,5%. Базовый сценарий при таких предпосылках я бы назвал сохранением пребывания экономики в рецессии, но при этом постепенно импульсы восстановительного роста будут усиливаться», — сказал Дмитрий Крук.

При этом, по словам эксперта, может сохраняться относительная ценовая стабильность. В первом полугодии может произойти ускорение инфляции с последующим замедлением. На финансовом рынке может сохраниться текущее шаткое положение, что обусловит повышенный уровень ставок.

На данный сценарий может повлиять внешняя конъюнктура.

«Самый лучший, оптимистичный вариант, на что мы можем рассчитывать, — выход роста на 1,4%-1,5% по итогам 2021 года. Если, наоборот, внешняя конъюнктура ухудшается, то мы тогда можем ожидать спад до 2%», — отметил экономист.

Напомним, официальный прогноз социально-экономического развития Беларуси предполагает рост ВВП в размере 1,8% в 2021 году. Однако Дмитрий Крук считает, что в этом году риски качественных изменений в экономике выше, чем обычно. Кроме того, есть много противоречий при проведении экономической политики, в которых уже увязают власти.

«Чтобы улучшить экономическую активность, вроде расходы надо наращивать, но наращивать расходы означает поставить под угрозу госдолг либо разогнать инфляцию. И то, и другое неприемлемо. Оставить расходы на уровне прошлого года, тем более их урезать — большая проблема с точки зрения экономической активности и угроза впасть в долгосрочную рецессию. И третье, самое большое соображение — что базовый сценарий сам по себе вряд ли приемлем политически», — добавил Крук.

По его словам, в самом лучше случае базовый сценарий обещает весьма скромный рост, что вряд ли удовлетворяет власти.

Восемь угроз для идеального шторма

Дмитрий Крук назвал восемь актуальных угроз, которые в случае реализации могут привести к качественным изменениям в экономической среде и поведении всех экономических агентов. Серьезной угрозой является финансовая уязвимость Беларуси, которая может вылиться в финансовую дестабилизацию, как через отток вкладов, так и через неплатежеспособность крупных предприятий-заемщиков. Также источниками шоков может стать политическая ситуация или отношения с Россией.

В мировых масштабах на Беларуси могут сказаться потенциальные проблемы мировой финансовой системы, постшоки коронакризиса. Сейчас в мире преобладают оптимистичные ожидания по поводу восстановления экономики на фоне начала вакцинации и ослабления второй волны пандемии. Однако эти ожидания могут не оправдаться, что чревато финансовыми шоками. Актуальной остается угроза санкций, как прямых в отношении беларусских предприятий, так и через усиление санкционного давления на Россию, что косвенно скажется на нашей стране. Еще два фактора — динамика курса американского доллара на глобальным рынке и миграция.

«Любая из угроз в этом списке чревата изменением режима функционирования финансового рынка, рынка товаров и услуг, поведения домашних хозяйств. В этом случае цифры ВВП и инфляции могут быть принципиально другими», — сказал Дмитрий Крук.

На этом фоне у экономических властей поле маневра ограничено: сохранение текущей монетарной и фиксальной политики близкой к нейтральной создает риски долгосрочной депрессии, однако переход к активной стимулирующей политике чреват угрозами финансовой стабильности. Иными словами, приходится выбирать меньшее из зол.

«Я считаю, что это выбор меньшего из зол. Если ситуация будет усугубляться, эта дилемма будет еще больше нарастать. К какому решению будут приходить власти, мне предсказать сложно», — отметил Дмитрий Крук.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Последние новости


REFORM.news


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: