Команда бывших сотрудников силовых структур, куда входят уволившиеся из-за гражданской позиции беларусские силовики, опубликовала результаты собственной предварительной проверки по факту гибели минчанина Романа Бондаренко. Напомним, на него во «дворе Перемен» в Минске вечером 11 ноября напали несколько человек, срезавших бело-красно-белые ленты, избили и увезли в милицию. Через пару часов Роман поступил в БСМП, уже будучи в коме, была проведена операция, но 12 ноября он скончался.
Авторы расследования утверждают, что установили всех лиц, которые, как они считают, в тот вечер находились во «дворе Перемен»: это глава ФХБ Дмитрий Басков, известный спортсмен Дмитрий Шакута, пресс-секретарь Лукашенко Наталья Эйсмонт, сестра ее мужа и главы Белтелерадиокомпании, ведущая Анна Эйсмонт, хоккеист команды Лукашенко Павел Волчек и его супруга Жанетта Волчек. Эти имена звучали в данном контексте и раньше. Но команда бывших сотрудников силовых структур приводит в доказательство биллинг номеров мобильных телефонов с геолокацией, утверждая, что они принадлежат названным лицам.
Также называются имена и данные пятерых сотрудников СОБР, которые сопровождали группу в «рейде» по дворам. Утверждается, что один из них участвовал в избиении Бондаренко, а затем бросил его головой об асфальт, а также что именно в их микроавтобусе (назван его госномер) Романа увезли из двора. Названы также имена и место службы сотрудников ОМОН, в чей микроавтобус, по данным инициативы бывших силовиков, был затем перемещен Бондаренко. Именно эти сотрудники, утверждает инициатива, привезли Романа в Центральное РУВД и бросили там, сказав дежурному, что он пьян. Роман при этом был уже практически без сознания.
Далее, как утверждает команда бывших сотрудников силовых структур, в РУВД сотрудники не осмотрели парня, и лишь спустя час в 23.04 к нему в первый раз вызвали скорую, сказав, что он пьян. Но уже спустя две минуты милиционер снова позвонил в скорую и попросил ехать экстренно, потому что задержанный теряет сознание. А еще через две минуты снова перезвонил и уточнил, что мужчина без сознания и он не пьян, от него даже не пахнет алкоголем.
В доказательство этого приводятся аудиозаписи звонков из РУВД в скорую помощь.
В БСМП Романа доставили почти спустя час, его осмотр в больнице начали в 00.05. Приводятся медицинские документы. Это документ о первичном осмотре — там перечислены крайне серьезные травмы Бондаренко, повреждение мозга и следы избиений по всему телу, там же под вопросом стоит «алкогольная интоксикация», поскольку с такой информацией было обращение в скорую. Также присутствуют результаты анализов Бондаренко, где указано, что у него в крови нет алкоголя.
Парню провели операцию на мозге, но его состояние оставалось критическим. После операции врачи рассказали близким Романа о его состоянии во всех подробностях, подчеркнув, что он уже за гранью жизни и смерти. Доктора не сомневались, что повреждения мозга были вызваны избиением. Все это было записано на аудио и команда бывших сотрудников силовых структур приводит фрагменты аудиозаписей.
Авторы расследования приходят к выводу, что данные факты указывают на «наличие признаков умышленного противоправного лишения жизни» Романа Бондаренко, что является поводом для возбуждения по данному факту уголовного дела. Даже в справке о смерти Романа (она также опубликована) приведена причина — травматическое субдуральное кровоизлияние». Утверждается, что судмедэкспертиза установила криминальный характер смерти. Однако, как утверждает расследование, экспертиз проводилось две, и первая якобы пропала — по этому факту в Госкомитете судэкспертиз якобы до сих пор идет служебное расследование.
Тем временем уголовное дело до сих пор не возбуждено. Проверку по факту смерти проводит Генпрокуратура. Александр Лукашенко, комментируя смерть Романа, заявил, что тот был пьян. На этом настаивает и Генпрокуратура. На врача БСМП, который передал в СМИ данные анализов Романа с нулем процентов алкоголя, возбуждено уголовное дело, он задержан, как и журналистка, писавшая материал. Их дело уже передано в суд.