Бывший сотрудник спецподразделения «Алмаз», представитель команды бывших сотрудников силовых структур и инициативы «Народный трибунал» Игорь Макар подтвердил подлинность аудиозаписи, которую 19 января опубликовало МИД Беларуси, и объяснил ее происхождение. По его словам, его действия были продуманной схемой по предотвращению насильственной провокации после президентских выборов в Беларуси. Заявление экс-силовика размещено в телеграме.
Напомним, Игорь Макар передал журналистам ряд «слитых» аудиозаписей, компрометирующих некоторых руководителей силовых органов в Беларуси. Среди них была запись, сделанная, как он утверждал, в кабинете тогдашнего главы КГБ Вадима Зайцева в 2012 году, где мужчина с голосом, походим на голос Зайцева, обсуждает планируемые убийства критиков Лукашенко, находящихся за границей, в том числе журналиста Павла Шеремета. Запись уже изучает украинская полиция, а в России журналисты отдали ее на независимую экспертизу, и эксперты пришли к выводу, что голос на записи действительно принадлежит Вадиму Зайцеву. Об этом стало известно вечером 19 января.
А еще днем в МИД Беларуси заявили, что Игорь Макар им «давно известен» и является мошенником: якобы летом 2020-го года он приходил в посольство Беларуси в Вильнюсе и предлагал за 1,5 млн евро продать важную информацию о неких политиках, которые раньше участвовали в выборах. В подтверждение была опубликована аудиозапись с голосом мужчины, похожим на голос Макара, однако из нее сложно было понять, о чем идет речь.
В ответ на обращения журналистов с просьбой разъяснить ситуацию Игорь Макар пообещал дать пресс-конференцию и опубликовал заявление для СМИ. Также он дал подробный комментарий одному известному телеграм-каналу.
По словам Игоря Макара, запись МИДа является подлинной, но не полной. Он подтвердил, что приходил летом, до выборов, в беларусское посольство. Макар говорит (здесь и далее информация не подтверждена и приводится только с его слов — прим. Reform.by), что это было важной частью продуманной им «многоходовки» по предупреждению насильственной провокации в Минске.
По словам Макара, в июне он от источников в КГБ получил информацию, что якобы Службой безопасности президента готовится провокация: после выборов, когда начнутся массовые волнения и ситуация выйдет из-под контроля властей, неизвестные вооруженные люди расстреляют некое количество сотрудников ОМОНа. Это станет предлогом для крайне жесткого подавления протестов с полноценным использованием оружия, боевой техники и т.д. и большим количеством жертв среди населения. Таким образом якобы планировалось полностью пресечь протесты.
Макар говорит, что обращался в самые разные СМИ, беларусские и иностранные, чтобы предать эту информацию огласке — он полагал, что только так эту провокацию можно будет предупредить. Однако все, и даже блогеры, отказали ему в публикации, посчитав информацию слишком сомнительной.
Тогда Макар решил иначе продемонстрировать руководству Беларуси, что о готовящейся провокации стало известно. Он собрал фрагменты различной информации, записи, фото и отправился в посольство Беларуси в Литве как единственный доступный ему госорган. В качестве предлога Макар придумал предложить МИД информацию о том, что якобы готовятся убийства политиков, ранее участвовавших в выборах. За это он попросил 1,52 млн евро. Макара выслушали на одной встрече, затем на второй и на третьей. В одной из бесед Макар также рассказал о готовящейся силовой провокации со стороны Службы безопасности президента. По его словам, он тогда уже понял, что озвученные ими сведения непременно будут переданы «наверх» для обсуждения, а значит, «там» узнают и об утечке сведений о провокации, и ее придется отменять.
Теперешнюю публикацию аудиозаписи беседы МИДом Макар называет подтверждением того, что власти Беларуси «знали о готовящися преступлениях».
«К сожалению, МИД Беларуси не решился опубликовать всю запись разговора в посольстве, ограничившись нарезкой и компиляцией. Хочу задать им вопросы: готов ли МИД или другие органы опубликовать запись целиком? Какая была проведена работа работниками МИД для предотвращения данной провокации? Были ли отстранены от службы причастные к подготовке к данной провокации люди? Были ли заведены уголовные дела?» — говорит Игорь Макар.