Национальный банк Беларуси в квартальном обзоре инфляции связал рост инфляционных и девальвационных ожиданий с общественно-политической ситуацией в стране. При этом именно рост ожидания регулятор называет основным фактором ускорения инфляции.
«Высокая степень неопределенности относительно дальнейшего развития пандемии COVID-19, а также сложившаяся во второй половине отчетного квартала общественно-политическая ситуация обусловили рост инфляционных и девальвационных ожиданий в экономике», — говорится в обзоре.
В итоге произошло увеличение спроса на иностранную валюту в августе со стороны населения и предприятий. Давление на внутреннем валютном рынке привело к ослаблению беларусского рубля, которое отразилось на динамике свободных цен на потребительском рынке. Базовая инфляция в третьем квартале ускорилась с 3,7% в июне до 5,4% в сентябре.
Нацбанк отмечает рост цен на импорт, в том числе на электротовары, строительные материалы, автомобили, услуги воздушного транспорта. В продовольственном сегменте вклад в рост цены внесли мясная и рыбная продукция.
Меры правительства по продлению регулирования цен оказывали сдерживающее влияние на инфляцию. Сдержанная политика правительства также обеспечила замедление прироста регулируемых цен и тарифов. В сентябре они в годовом исчислении выросли на 5,6%, против 6,7% в июне.
При этом в третьем квартале сохранялось дезинфляционное влияние со стороны цен импорта. Лишь снижение курса рубля обусловило инфляционное влияние импорта. Также дезинфляционое влияние сохранялось со стороны экономики из-за низкой деловой активности. Реальный ВВП в третьем квартале снизился в сравнении с прошлым годом на 0,5%. Потребительский спрос оставался слабым на фоне замедления потребительского кредитования.
«В целом бюджетная политика сохранила стимулирующий характер. При этом ее стимулирующее влияние уменьшилось«, — отметил в Нацбанке.