Государственный комитет судебных экспертиз, как обнаружил Reform.by, получил в сентябре 15 новых дронов, деньги на которые были выделены в рамках Европейского инструмента соседства, финансируемого Евросоюзом. В продолжение истории стали известны подробности получения специальной техники.
Как сообщает EUobserver, ГКСЭ получил оборудование от литовской полиции 16 сентября. По информации Литвы, дроны были доставлены в соответствии с контрактными процедурами. При этом отмечается, что Вильнюс приостановил все выплаты беларусской стороне по совместным проектам ЕС и Беларуси с 9 августа, когда начались протесты.
В дипломатической службе ЕС сообщили, что дроны пока ни для чего не использовались.
«Согласно информации, полученной от литовского руководства программы, легкие беспилотники были доставлены, но не запущены в эксплуатацию», — сообщили представители дипслужбы, отметив, что дроны не могут быть использованы против протестующих.
«Из-за их технических характеристик, это очевидно, невозможно использовать дроны для идентификации людей, поскольку они специализируются на расследовании крупных преступлений», — говорится в сообщении.
В ЕС также заявили, что, согласно договорным обязательствам, беларусские власти должны использовать технику только для проектных целей, в числе которых катастрофы, стихийные бедствия, экологические катастрофы.
При этом отмечается, что Латвия, Литва и Беларусь предоставили разные заявки.
По словам латвийского дипломата, дроны должны были использоваться для «охраны границы, помощи во время стихийных бедствий и аварий». По словам литовского, они будут применяться для «наблюдения за приграничными территориями и проведения судебно-медицинских экспертиз в уголовных расследованиях». В беларусском же ГКСЭ заявили, что они будут «помогать при проверке техногенных и природных катастроф, дорожно-транспортных происшествий, поиске людей в лесу».
Литва и Латвия выразили надежду, что дроны будут использоваться по назначению. В дипломатической службе ЕС отметили, что Европейская комиссия будет внимательно следить за программой и реализацией проекта.
Ситуацию прокомментировал порталу LRT.lt представитель полиции Литвы Рамунас Матонис.
По его словам, литовская полиция не передала дроны, а передала 8 мая средства, выделенные Европейской комиссией беларусам в рамках проекта программы. Как утверждает Матонис, на эти деньги беларусы купили указанные беспилотники.
«Открытие проекта происходило удаленно, не было никаких личных встреч с партнерами и в будущем встреч не запланировано, не будет совместных тренингов и других мероприятий. Беларусы сами покупают технику, литовская полиция в этом не участвует, они не могут повлиять на эти закупки. Средства поступают от Европейской комиссии. Насколько нам известно, ЕК 8 октября рассмотрит дальнейшее продвижение проектов с Беларусью. Дроны бытовые, дополнительного оборудования в них не устанавливают, их можно приобрести в любом специализированном магазине. Согласно описанию проекта, эти дроны будут использоваться для съемок больших площадок», — рассказал он.
Как сообщалось в пресс-релизе ГКСЭ, дроны предназначены «для повышения эффективности расследований на больших территориях». Несмотря на приграничную направленность проекта специальная техника будет использоваться не только в Минской, Витебской и Гродненской областях, но и в Минске.
«Каждый дрон оснащен фото- и видеоаппаратурой, которая позволит качественно отобразить место происшествия. А это в свою очередь существенно поможет при расследовании уголовных дел», — уверены в комитете судебных экспертиз.