Президент и кандидат в президенты Беларуси Александр Лукашенко в своем послании беларусскому народу и Национальному собранию рассказал, как в 90-е избавлял страну от бандитов. По его словам, Виктор Шейман тогда ездил с пистолетом и «уничтожал подонков».
Президент несколько раз затрагивал тему изменения Конституции. Он считает, что Конституция 1994 года приведет к расцвету криминала, и пообещал новую Конституцию, отвечающую потребностям страны.
«Конституция не должна провоцировать политический кризис, вызывать паралич управленческой системы, как это было в середине 90-х. Для тех, кто забыл или не знает, напомню: тогда мы погрязли в бесконечных политических спорах и дебатах, в ущерб принятию безотлагательных решений. Тем временем страна катилась в пропасть, а народ оказался на грани выживания», — сказал Лукашенко.
Он заявил, что тогда в Беларуси был разгул бандитизма, но ему, как президенту, удалось его пресечь.
«Банды орудовали от Москвы до границы с Польской республикой, обирая всех. Чуть дороже автомобиль — останавливали, выкидывали, сопротивлялся — расстреливали и сбрасывали под откос. Мне с этой трибуны и стыдно, и страшно вспоминать, как мы воевали против этих бандитов. Но мы их за полгода вычистили с дороги», — рассказал он.
По словам Лукашенко, только в Минске было ликвидировано 32 банды.
«Мясникович помнит, как последнего бизнесмена расстреляли. И еще мне запомнилось — все свалили на то правительство, на Мясниковича и так далее. 32 банды — и когда я потребовал положить мне список на стол бандитов и зачистить их, как Жуков в Одессе — у наших генералов не нашлось списков. И только молодые парни из КГБ и МВД — учитывая, что я возглавлял комиссию парламентскую по борьбе с коррупцией — принесли мне этот список. И мы за полгода очистили Минск от банд», — сказал президент.
Он считает, что первая Конституция сейчас могла бы снова повергнуть Беларусь в 90-е.
«Вы хотите в 90-е? Вы этого хотите? Чтобы страну поделили на сектора и собирали дань и носили по вертикали? Я этого не хочу, и при мне этого не будет. Не будет, пока я жив, а не только пока я президент», — пообещал Лукашенко.
Он подчеркнул важность своей роли в установлении порядка в стране. И при этом вспомнил о том, что никто извне помогать в этом не хотел. А помогал президенту, по его словам, Виктор Шейман и «еще пара человек с пистолетами».
«Я это все на своих плечах вытащил. И осталось совсем немного. Один Шейман и еще пару человек, которые с пистолетами ходили, ездили, уничтожая подонков. Мы это прошли. И помогать нам тогда никто не посмел», — сказал Александр Лукашенко.
Напомним, Виктор Шейман в середине 90-х был госсекретарем Совета безопасности и несколько месяцев — главой МВД (после того, как от должности был освобожден Юрий Захаренко).
Александр Лукашенко не в первый раз возвращается к теме внесудебных расправ над криминальными авторитетами и членами банд в конце 90-х.
«Мы собрали несколько наших групп, взяли крутые автомобили и устроили ловушку на этой трассе. Всех, кто сопротивлялся, расстреливали на месте. Три группы таких уничтожили, четвертой не было», — рассказал Лукашенко в октябре 2013 года на встрече с российскими СМИ.
Выступая перед депутатами Палаты представителей в декабре прошлого года он вновь напомнил о физическом уничтожении криминала.
С Виктором Шейманом правозащитные организации, СМИ и общественность связывают создание в конце 90-х так называемого «эскадрона смерти» — группы действующих сотрудников силовых структур, которые занимались физическим устранением не только криминальных авторитетов, но и оппозиционных деятелей. В это время бесследно пропали Юрий Захаренко, Виктор Гончар, Анатолий Красовский и Дмитрий Завадский. Из-за этих обвинений в апреле 2006 года Виктору Шейману был запрещён въезд в США и страны Евросоюза. Санкции со стороны США предусматривают блокировку в США собственности и активов.