Как путинская пропаганда приучает к перекраиванию границ

Легитимизация оккупации Крыма и агрессии на Востоке Украины уже седьмой год являются одними из ключевых направлений российской пропаганды.

Однако после принятия поправок в конституцию РФ и так называемого «референдума», обнулившего сроки президентства Владимира Путина, официальная риторика Кремля стала намного более откровенной. Накануне плебисцита Путин, в частности, заявил о «подарках русского народа» бывшим советским республикам, что фактически является прямой угрозой последующих территориальных претензий.

«Мягко стелет, но жестко спать кладет», — так он охарактеризовал современную российскую внешнюю политику.

И одновременно с этим совсем не случайно активизируются действия Кремля по достижению международного признания Крыма российским. Ведь раз были «подарки», значит теперь с новыми усилиями можно сконцентрироваться на легитимизации оккупации территории Украины. Кроме удовлетворения имперских амбиций Москвы, от этого зависит и снятие санкций, и выход из экономического пике.

К тому же Россия хочет напомнить и президенту Беларуси, что Минск должен «правильно» воспринимать крымский «референдум». Ведь в последние годы риторика Александра Лукашенко относительно углубления интеграции с Россией очень поменялась. Почувствовав приблизившееся вплотную тяжелое дыхание «братских» объятий Кремля и пытаясь сопротивляться насильственной интеграции, Лукашенко заявил, что Россия оказывала на Беларусь давление, требуя признать Крым российским. Более того, он несколько раз указывал, что Крым официально был признан территорией Украины, а Беларусь не может признать Крым российским, поскольку является одним из подписантов Будапештского меморандума.

У Кремля такая позиция Минска вызывает большое раздражение. Ведь вот, казалось, уже практически запустили «Союзное государство», и вдруг Беларусь заговорила о суверенитете, не только не признав оккупацию законной, но фактически рассматривая Крым как предупредительный сигнал и для себя. Нейтральная позиция Лукашенко в отношении агрессии России на Донбассе также не может не раздражать Кремль.

Понимая, что возможности для энергетического шантажа быстро снижаются, Россия задействовала свои рупоры пропаганды, направленные на Беларусь, для того, чтобы убедить беларусов в легитимности крымского «референдума», а заодно и привести другие аргументы, доказывающие, что можно изменять границы государств, без оглядки на установленные международные правила и договоренности.

Кроме того, используя как предлог пандемию COVID-19, Россия также пытается заложить основы для отмены санкций за вооруженную агрессию в Украине и решить вопрос с признанием Крыма.

Для попыток легитимизации незаконной оккупации Кремль использует, в частности, следующие приемы и аргументы:

  • «Историческая несправедливость» передачи Крыма Украине, мнимые нарушения порядка передачи, которые были всего лишь устранены «референдумом» 2014 года. Российские идеологи утверждают, что присоединение Крыма к Украине, обусловленное в свое время экономической, территориальной и культурной целесообразностью, было нелегитимным с точки зрения советского законодательства.
  • Риторика об «исконно русском» Крыме, к которой относится и тезис «Севастополь – город русской славы», и другие лозунги, подчеркивающие историческую связь Крыма с Россией.
  • Порядок присоединения Крыма через псевдо-референдум, информационная кампания, направленная на демонстрацию якобы «свободного выражения воли населения Крыма». При этом намеренно умалчивается о том, что так называемый «референдум» проходил в сопровождении «зеленых человечков», состоящих из военнослужащих регулярных войск Российской Федерации.
  • Утверждения о притеснении русского языка и прав русскоязычных. Оккупация Крыма Россией подается как шаг, направленный на защиту русскоязычного населения полуострова, в частности от «радикальных групп украинских националистов».
  • Использование площадок международных организаций, основные среди которых ООН и ОБСЕ, для организации выступлений там «представителей» Крыма. Например, в июне Россия пыталась организовать выступление представителя оккупационной власти Крыма на сессии Совета по правам человека ООН в Женеве. Между тем, в докладе Генерального секретаря ООН Россия названа виновной в нарушении прав человека в Крыму, произвольных арестах и пытках людей.
  • Организация поездок в Крым право- и леворадикальных европейских политиков и депутатов. Последний такой вояж состоялся на «референдум» по поправкам к конституции. При этом российская пропаганда умалчивает, что эти политики приезжают в Крым и оккупированные территории Донбасса как частные лица, зачастую за деньги Кремля, а не как официальные представители парламентов или государственных институций.
  • Открытие псевдо-представительств Крыма для имитации международного признания. В качестве примера можно привести попытку открыть в Брюсселе лоббистскую структуру «Представительство Крыма» в 2019 году, а также деятельность ассоциации «Друзья Крыма». Объединяет их то, что они в большинстве своем являются фиктивными организациями, предназначенными для фото в новостную ленту. Одна из их основных задач – инициирование различных акций, направленных против законной позиции Украины по отношению к оккупированному Крыму.
  • В информационном поле также постоянно подчеркивается, что несколько стран признали оккупацию Крыма. Кроме России, это Афганистан, Венесуэла, Куба, Никарагуа, Сирия, Северная Корея – страны, которые или сами пребывают в международной изоляции, или находятся в состоянии конфликта.

Эти приемы и тезисы кремлевской пропаганды присутствуют как в Беларуси, так и в информационном пространстве других стран, где их они распространяют через информационные площадки Кремля и через разветвленную сеть пророссийских ресурсов, которые подробно исследовали эксперты iSANS.

Однако существует и ряд месседжей, специально отработанных для целевого воздействия именно на беларусскую аудиторию с тем, чтобы добиться максимального признания оккупации:

  • «Налаживание прямого транспортного сообщения между Беларусью и Крымом». Этот месседж озвучивает как лично Путин — «когда-нибудь будут решены вопросы» об авиасообщении Беларуси с Крымом, так и беларусы, проживающие в Крыму, якобы просят Минск запустить прямое железнодорожное сообщение с Беларусью.
  • Эта же «Белорусская община Крыма» просит Лукашенко «открыть в Крыму консульство Беларуси», ссылаясь на наличие вопросов, требующих консульской поддержки. При этом возглавляет общину Роман Чегринец, который способствовал незаконной оккупации Крыма и активно участвует в мероприятиях по легитимизации.
  • Тезис о том, что главный экспортёр в Крым — это Беларусь и «увеличение товарооборота между Беларусью и Крымом» при посредничестве российских структур позволяет избежать санкций. То же самое касается и поставок товаров на временно оккупированные территории Донецкой и Луганской областей Украины.
  • Тезис о «доминировании праворадикальных, националистических сил и настроений в Украине». Постоянно акцентируется, что в отличие от Беларуси, Украина значительна разделена по этническому признаку, и Крым всегда имел иной национальный состав.
  • «Референдум в Крыму прошел в соответствии с Конституцией Украины», о чем постоянно напоминал беларусам бывший посол РФ Михаил Бабич, забывая упомянуть о том, что оккупация Крыма была операцией вооруженных сил РФ.
  • Нарратив кремлевских медиа о «необходимости для Беларуси признания Крыма российским с целью сохранения хороших отношений с Москвой». Тут снова к месту приходится фраза о «братских народах», которые должны продемонстрировать обоюдную поддержку.

Показательным примером навязывания беларусской аудитории нарратива о законности «референдумов» по присоединению к России является вещание «Спутник Беларусь», который, по данным Brand Analytics входит в пятерку наиболее цитируемых СМИ Беларуси. В ходе активной фазы принуждения Беларуси к интеграции «Спутник» начал регулярно упоминать Крым в этом контексте. Умноженные дальнейшим цитированием другими СМИ материалы «Спутника» формируют механизм, используя который Кремль приучает беларусов к праву одной страны легитимно украсть территорию другой.

Ответом российской пропаганде должны стать открытость и правда. Беларусы должны больше знать о реальном положении дел в оккупированном Крыму и на Донбассе — о политических заложниках, репрессиях, о незаконном призыве в российскую армию, принудительной раздаче российских паспортов и активной милитаризации полуострова. Необходимо больше объективной информации для того, чтобы картинка, рисуемая кремлевскими идеологами, не была для беларусов единственным источником информации. Ведь если сегодня признать возможным перекраивание украинских границ, то завтра Кремль перечертит карты всех соседних государств.

Мария Авдеева, Европейская экспертная ассоциация, эксперт iSANS

***

Мнение и оценки автора материала могут не совпадать с мнением редакции Reform.by.

***

Понравился материал? Успей обсудить его в комментах паблика Reform.by на Facebook, пока все наши там. Присоединяйся бесплатно к самой быстрорастущей группе реформаторов в Беларуси!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

🔥 Поддержите Reform.news донатом!