В ДФР рассказали об отмывании российских денег через «Белгазпромбанк»

Телеканал «Беларусь 1» представил новые подробности «дела Белгазпромбанка». Как утверждается, «Белгазпромбанк» превратился в финансовый перевалочный пункт между Востоком и всем миром и использовался для отмывания российского капитала. К этому могут быть причастны российский «Газпромбанк», схемы Агаджана Аванесова, Григория Аникеева, замминистра финансов России Андрея Круглова и Центробанка России.

«Через «Белгазпромбанк» на протяжении длительного периода времени прокачивались крупные суммы денежных средств, которые выводились в иностранные государства, в том числе в офшорных юрисдикциях», – говорит Артем Дунько, старший инспектор ДФР КГК Беларуси. – «Счет данных криминальных денег шел на миллиарды долларов. Данная преступная деятельность осуществлялась под непосредственным руководством бывшего руководителя банка Бабарико и иных лиц. Для прикрытия данной деятельности использовались векселя «Белгазпромбанка, а также бестоварные сделки».

Схема работала под руководством Виктора Бабарико с беларусской стороны и Агаджана Аванесова, бывшего руководителя «СтарБанка», с российской, говорится в сюжете. В 2016 году в «СтарБанке» обнаружили крупные денежные утечки и отозвали лицензию. Аванесов обвиняется в хищении средств в особо крупном размере и находится в розыске.

При помощи такой схемы было легализовано более 43 миллионов долларов и 2 миллионов евро «грязных» российских денег, говорит Дунько. Эти деньги были перечислены в иностранные государства.

Описанная журналистами схема выглядит так: «СтарБанк» перечислял деньги на счета российских фирм-однодневок в «Белгазпромбанке». Деньги конвертировались в доллары и евро и выводились на счета иностранных компаний, подконтрольных Аванесову, под предлогом оплаты товаров. Часть отмытых средств возвращалась в Россию. Деньги также выводились на компании, известные по панамскому досье, утверждается в сюжете.

В репортаже показывают фигуранта дела Анатолия Громовича, бывшего директора ДФР КГК и бывшего члена директоров «СтарБанка». По его словам, при использовании схем Аванесов общался или с Алексеем Задойко (бывший зампред правления «Белгазпромбанка»), или с Бабарико. Когда у Аванесова возникли проблемы, в 2015 году он встретился с Александром Торшиным, заместителем председателя Центробанка России, и попросил у него помощи, говорит Громович. «Встречей Аванесов был доволен», – говорит он.

Еще одна схема, которую использовали в «Белгазпромбанке», связана с обналичиванием векселей. О ней упоминал глава КГК Иван Тертель в день задержания Бабарико.

В репортаже приводится фрагмент из протокола допроса Александра Васильева, замначальника отдела инвестиционных банковских продуктов «Белгазпромбанка». Как следует из показаний, в 2014 году директор департамента корпоративного бизнеса «Белгазпромбанка» Александр Вождаев дал Васильеву указания разработать документы для движения денег через инкассирование векселей. «Учитывая, что использование векселей было крайне нехарактерно и подозрительно, идея о привлечении на счета «Белгазпромбанка» иностранных субъектов хозяйствования исходила от вышестоящего руководства или из «Газпромбанка», – говорится в показаниях.

«По указанию Бабарико, была разработана еще более интересная схема вывода российского капитала через «Белгазпромбанк». В данной схеме использовались векселя, эмитированные российский «Газпромбанком». Помимо Бабарико, в указанной схеме также приняли участие Аванесов и его люди», – говорит Дунько. Один из таких людей – Улугбек Ахметов, который управлял фирмами-однодневками.

Схема описывается в репортаже следующим образом: векселя «Газпромбанка» передавались в распоряжение группы Аванесова, их держателями становились подконтрольные ему фирмы-однодневки. Далее векселя поступали в «Белгазпромбанк» для инкассирования. Из Минска их везли в Москву для подтверждения. После этого «Газпромбанк» зачислял на открытый у себя корсчет «Белгазпромбанка» деньги за погашение ценных бумаг. Деньги перечислялись на компании Аванесова, зарегистрированные в Европе, и выводились за границу.

Таким образом было легализовано около 30 млн долларов незаконного дохода, говорится в репортаже. Утверждается, что Бабарико одобрил схему в 2014 году. О ней знали Александр Вождаев, и замы Бабарико Дмитрий Кузьмич и Сергей Шабан.

Также ДФР считает, что через «Белгазпромбанк» проводились подозрительные операции подрядчиков «Газпрома». Весной 2018 года российская компания «Стройгазконсалтинг», подрядчик «Газпрома», открыла в «Белгазпромбанке» счета. По поручению Бабарико Шабан отправился в Санкт-Петербург на встречу с зампредседателя правления «Газпрома» Андреем Кругловым, чтобы обсудить объемы платежей.

«Чуть более чем два года по расчетному счету «Стройгазконсалтинга», открытому в «Белгазпромбанке» было проведено порядко 2,2 млрд долларов в эквиваленте», – говорит Александр Прокопенко, замначальника Управления ДФР КГК. Значительную часть этих платежей составляли платежи между взаимосвязанными компаниям, которые возглавлял директор «Стройгазконсалтинга» Станислав Аникеев.

Деньги от структур «Газпромбанка» поступали в «Белгазпромбанк» и в тот же или на следующий день возвращались в Россию в те же структуры или во вновь созданные компании. «Если сначала деньги перечислялись на счета офшорных компаний, то впоследствии как таковым офшором стал сам «Белгазпромбанк», – говорится в репортаже.

Тем временем к «Стройгазконсалтингу» предъявили иски российские кредиторы на общую сумму более 100 млрд российских рублей. Находясь в стадии банкротства, компания выплачивала высокую зарплату Аникееву. В ДФР считают, что он не мог получать такие суммы, если бы счет был открыт в российском банке.

Российские акционеры «Белгазпромбанка» получали другие доходы от беларусской «дочки». ДФР утверждают, что специально для Андрея Круглова был создан эксклюзивный договор по размещению валютного займа. Банк заключил с ним два договора на общую сумму 8,5 млн евро и один договор с его женой на 3 млн евро. Для заключения договоров Бабарико лично отправлял в Москву своих подчиненных, говорится в репортаже. Однако в видео допроса Владислава Комара, начальника центра премиального обслуживания «Белгазпромбанка», Комар говорит, что в командировку в Москву для подписания документов с Кругловым его отправил Кирилл Бадей.

В 2019 году Круглов был назначен замминистра финансов и прекратил сотрудничество с «Белгазпромбанком», но в банке остался заем его жены. Сегодня эти средства – 3 млн евро – арестованы. «Для установления всех обстоятельств противоправной деятельности через генпрокуратуру Беларуси в компетентные органы России направлены международные поручения об оказании правовой помощи», – говорит замначальника управления ДФР Дмитрий Дягилев.

В рамках расследования уголовного дела запросы об оказании правовой помощи отправлены в более чем 20 государств, в том числе в Россию, Великобританию, Швейцарию и Испанию.

«Вопрос, почему московское руководство, зная о схемах беларусской «дочки», не пресекла их, остается открытым. Мы не сторонники конспирологических версий, но ответ напрашивается сам собой: прокачивая собственные деньги, топ-менеджеры «Газпрома» закрывали глаза на финансовые махинации Виктора Бабарико. Не исключено также, что «Белгазпромбанк» – это инструмент, который использовали против интересов Беларуси. В этом случае становится понятно, почему руководством «Газпрома» принято решение о финансовой поддержке фигурантов этого громкого уголовного дела», – завершается репортаж.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

🔥 Поддержите Reform.news донатом!