Беларусская сторона все еще не подписала обновленную военную доктрину Союзного государства. Об этом госсекретарь Союзного государства Григорий Рапота рассказал во время лекции для экспертов и журналистов в режиме видеоконференции 8 июля.
Обновленная военная доктрина должна была быть одобрена 13 декабря 2018 года на заседании Совета министров Союзного государства в Бресте и передана для утверждения в Высший Государственный совет СГ. Однако подписание документа было заблокировано беларусской стороной после ультиматума премьер-министра России Дмитрия Медведева о так называемой «углубленной интеграции». Российский чиновник фактически предложил упразднить суверенитет Беларуси. Спустя неделю, 19 декабря 2018 года, Владимир Путин в одностороннем порядке одобрил военную доктрину Союзного государства России и Беларуси.
В своей лекции Григорий Рапота не объяснил задержку с подписанием документа, однако выразил уверенность, что обновленная доктрина будет принята.
«У нас есть большая сфера, о которой очень мало говорится в прессе. Это военное сотрудничество, взаимодействие в сфере строительства вооруженных сил. У нас единая военная доктрина. Сейчас она обновляется, надеюсь, будет принята. Обновление связано с тем, что время от времени в доктрину должны вноситься изменения, которые учитывают реалии сегодняшнего дня», — заявил госсекретарь СГ.
Рапота рассказал о тесном взаимодействии военных Беларуси и России и напомнил о том, что Вооруженные силы Беларуси в случае военных действий должны подчиняться единому командованию.
«Сотрудничество по линии министерств обороны идет широким фронтом. Во-первых, создана региональная группировка войск. Это единственное образование на постсоветском пространстве. Это группировка, в которую входят все вооруженные силы Республики Беларусь, а также Западный военный округ России. Это силы, которые в случае военных действий поступают под единое командование», — рассказал «союзный» чиновник.
Он объяснил, каким образом беларусские военные встраиваются в военную структуру России.
«И для того, чтобы это единое командование могло работать, силы этой группировки проводят регулярные командно-штабные, полевые учения по меньшей мере раз в год. Существует система подготовки кадров, обмена кадров – все это идет по накатанной колее. Совсем недавно мы общались с представителями Вооруженных Сил России и Беларуси. Мы спросили, насколько они довольны взаимодействием. И обе стороны дали самую высокую оценку. Есть также совместная коллегия министерств обороны, которая собирается дважды в год», — сказал Рапота.
Госсекретарь СГ также упомянул военно-техническое сотрудничество между двумя странами.
«Здесь тоже все нормально, хотя время от времени возникают вопросы с ограничением на поставки некоторых видов продукции. Но, как правило, эти вопросы решаются к взаимному удовлетворению», — заметил чиновник.
Отметим, действующая Военная доктрина Союзного государства была принята в 2001 году. Вовлеченные в процесс разработки новой доктрины эксперты считали, действующий документ не учитывает «изменение военно-политической обстановки и фактор существенного прогресса в обеспечении коллективной безопасности, в том числе в рамках функционирования региональной группировки войск (сил) Республики Беларусь и Российской Федерации, а также принятие новых основополагающих документов в области безопасности Беларуси и России».