Потенциальный кандидат в президенты, экс-глава «Белгазпромбанка» Виктор Бабарико дал интервью польскому телеканалу, в котором раскрыл основные тезисы своей программы и ответил на несколько «извечных» вопросов беларусской политики. Приводим ключевые выдержки.
Я воспринимаю должность президента как должность менеджера, человека, нанятого народом. У меня нет ощущения, что я должен кого-то куда-то вести.
Как только представится возможность, я хочу попробовать вернуть ограничение сроков президентства двумя сроками. Это будет первым стратегическим решением, если я стану президентом.
Второе — построение системы с разделением властей. Независимые законодательная, исполнительная, судебная власти очень важны для любого развития.
Определенно пока не могу ответить. С каждым днем увеличивается количество поддерживающих меня людей, чувство ответственности перед которыми у меня нарастает. Пока все-таки нет (не собирается создавать партий и структур — прим. Reform.by), но это только на сегодня. Все будет зависеть от той поддержки, которую выскажут беларусы.
В экономике самое важное — структура собственности. Превалирование государственной, с моей точки зрения, неверно. Поэтому реформирование этого сектора, превращение в нормальную экономику, где не меньше 70% принадлежит негосударственному сектору — это, я считаю, первый структурный шаг, который необходим стране.
Шоковой терапии не будет. Она была при резком переходе от советского строя к непонятному тогда капитализму. Но в Беларуси давно потихоньку реформируется экономика, проникновение частного капитала есть, это не полное его отсутствие в СССР. Поэтому я не верю, что ускорение реформ будет «шоковой терапией». Мы готовы к этому, у нас уже, по некоторым данным, количество занятых в негосударственном секторе экономики выше, чем в государственном. Мы засиделись в переходном периоде, и если сейчас ускоримся, я не думаю, что это будет шок.
Если параллельно с реформированием госсектора стимулировать малый и средний бизнес, то большая часть высвободившихся работников будет этим бизнесом поглощена. А высококвалифицированные кадры можно переучивать для направления в другие отрасли, где специалистов не хватает, например IT.
Я не очень согласен с тем, что нам нужна национальная идея. Поляки, немцы вряд ли смогут сформулировать свою национальную идею. Я могу сказать о черте беларусов, очень важной для современной экономики. Я ее называю «терпимость к инакомыслию». Современная экономика глобальна, и принятие другого, умение находить компромиссы — это характернейшая черта беларусов. Начиная от существования в границах ВКЛ, где наибольшее распространение получило униатство. Это является драйвером и очень важной национальной чертой.
Я не вижу опасности от взаимовыгодных союзов, заключенных с сохранением суверенитета. Если союз выгоден всем сторонам и не затрагивает суверенитет, я за такие союзы. О договоре о Союзном государстве мне сказать сложно. Я не видел документов, которые принимаются. Выносить суждения о вещах, о которых я знаю только из СМИ, — я считаю это непрофессиональным.
В СССР Беларусь была лучшей республикой как с точки зрения материального обеспечения, так и по структуре экономики. У нас 80% экономики было промышленности конечного передела — экономики с высокой добавленной стоимостью. И этот невероятно положительный момент мы удивительным образом потеряли и стали жалеть о том, что у нас нет газа и нефти. Если сейчас правильно сориентироваться и построить экономику конечного передела на базе интеллектуального потенциала Беларуси, ее территориальных преимуществ и опыта, у нас есть очень большие шансы.
Кроме того, ведущий телеканала устроил Виктору Бабарико своеообразный блиц-опрос, в том числе по таким больным вопросам, как смертная казнь, государственные символы и принадлежность Крыма. Некоторые из них потенциальный кандидат в президенты оставил без ответа.