Узбекистан — Беларусь: беларусский плов для мозговедов

Заветная мечта любого туриста, страна с удивительными средневековыми городами и богатой историей, но таким пугающим настоящим. Страна, которой на протяжении 27 лет правил реальный азиатский деспот Ислам Каримов, а теперь преемник пытается реформировать его наследие. Иногда Беларусь называют европейским Узбекистаном. Что может связывать наши страны? И зачем Александр Лукашенко 12 сентября едет в Узбекистан? Разбираемся вместе с политическим обозревателем Романом Яковлевским.

После ухода в мир иной первого президента Узбекистана Ислама Каримова, два года назад началась новая история страны. Внешней политике Ташкента был свойственен изоляционизм. А теперь его новый президент Шавкат Мирзиёев стал проводить многовекторную внешнюю политику.

В сфере его интересов оказалась и далекая Беларусь, где 25-летие дипотношений с Узбекистаном отметили открытием в Минске первого в их истории посольства.

Президент Шавкат Мирзиёев принимает верительные грамоты послов иностранных государств / Фото: press-service.uz

Теперь в Ташкенте ждут с первым официальным визитом Александра Лукашенко, что должно стать важным и многообещающем событием в двусторонних отношениях. Тем более, что появление в Узбекистане руководителя Беларуси должно сопровождаться, как обещают, крупным бизнес-форумом двух стран. По формату и представительству он не должен уступать, также предстоящим осенью, аналогичным форумам с беларусскими соседями — Россией, Украиной, Польшей, Латвией.

Узбекский нейтралитет

Известно, что Каримов панически боялся всякого рода постсоветских интеграционных структур, где хоть мало-мальски проявлялись намерения создать наднациональные органы. Поэтому Узбекистан «заходил-выходил» из пророссийской ОДКБ и прозападного ГУАМ, которая первоначально называлась ГУУАМ.

Кстати, ОДКБ была провозглашена как организация Ташкентского Договора.

Несмотря на соседство с Афганистаном, откуда продолжает исходить террористическая угроза для всего региона Центральной Азии, каримовский Узбекистан решительно выступал против размещения иностранных военных баз на своей территории.

Узбекский военный во время совместных учений армий Казахстана и Узбекистана / Фото: mudofaa.uz

Принятый нижней палатой парламента Узбекистана документ запрещает размещение иностранных военных баз и других объектов на территории страны. Также Узбекистан не может стать частью каких-либо военно-политических блоков, а военнослужащие страны не имеют права принимать участие в миротворческих операциях за рубежом ни с какими мандатами.

Но, по мнению разномастных экспертов, запрет Узбекистана на размещение иностранных баз на своей территории не будет препятствовать его сотрудничеству, например, с американцами. Их спецназ, которому обычно требуется минимальное материально-техническое обеспечение, все равно сможет совершать операции в Афганистане с узбекских объектов для ликвидации террористической угрозы.

Новый (второй по счету) президент Узбекистана Мирзиёев утвердил приоритетные направления развития внешнеполитического и внешнеэкономического сотрудничества Узбекистана с основными зарубежными партнерами на среднесрочную перспективу.

«Важным направлением внешней политики Республики Узбекистан является развитие взаимовыгодного и многопланового взаимодействия с Соединенными Штатами Америки… Планируется продолжение военно-технического сотрудничества, взаимодействия в области военного образования и подготовки кадров«, — говорится в тексте указа президента.

Напомним, в сентябре 2017 года в рамках 72-й сессии Генассамблеи ООН в Нью-Йорке президент Узбекистана провел ряд встреч с представителями американских компаний и принял участие в двустороннем бизнес-форуме.

Фото: пресс-служба президента Узбекистана

Итогом стал пакет договоров на общую сумму около 2,6 миллиарда долларов в нефтегазовой и нефтехимической сферах, машиностроении, электротехнической промышленности и гражданской авиации. Около 600 миллионов долларов американские компании инвестировали в экономику республики. Более 160 предприятий Узбекистана осуществляют свою деятельность при поддержке США.

Считается, что такие акценты внешней политики (военно-техническое сотрудничество с главной натовской страной) Ташкента никак не противоречат его официальному нейтральному статусу.

Как к этому конкретно относятся сегодня в Кремле во многом, надо полагать, прояснит предстоящий в октябре визит Владимира Путина в Ташкент. Вполне вероятно, что и там проявится базовое мышление московских геостратегов. Ведь Афганистан никак не дает о себе забыть.

Особое внимание к предстоящему визиту Путина в этот регион вызвано также тем, что Центральная Азия стала местом соперничества мировых игроков — США и Китая.

По мнению некоторых ретивых мозговедов-апологетов внешней политики официального Минска, предстоящий накануне появления Путина в Ташкенте визит беларусского руководителя может обогатить «своим изюмом» знаменитый узбекский плов. Речь идет о военном и военно-техническом сотрудничестве.

Знаковый визит

Еще в октябре прошлого года президент Узбекистана Шавкат Мирзиеев во время переговоров в Сочи пригласил Александра Лукашенко посетить Узбекистан в 2018 году. И поручил присутствующим членам правительства провести необходимую работу, чтобы визит беларусского лидера в Узбекистан стал знаковым.

Вскоре после президентского поручения в Узбекистане таки зазвучала Беларусь. Уже в марте 2018 года состоялся первый официальный визит министра обороны Беларуси генерал-лейтенанта Андрея Равкова.

Визит Андрея Равкова в Узбекистан состоялся в конце марта 2018 года. Фото: www.gov.uz

По этому поводу ведомственная информация, как обычно, была скупа. Создалось впечатление, что гость из Минска только встречался и просто разговаривал.

Но, как оказалось, генерал Равков не просто встречался, а провел переговоры с секретарем Совета безопасности при президенте Узбекистана Виктором Махмудовым. Такой статус узбекского собеседника дает основания полагать о довольно широком спектре тем их переговоров.

Вместе с тем, по данным Минобороны Узбекистана, за короткий период была проделана большая работа по расширению нормативно-правовой базы военного сотрудничества. В частности, подписан меморандум о сотрудничестве между Академией Вооруженных сил Узбекистана и Военной академией Вооруженных сил Беларуси, в настоящее время реализуется план военного сотрудничества между оборонными ведомствами двух стран на 2018 год.

Военно-техническое сотрудничество предполагает организацию совместной сборки броневиков и модернизацию военной техники, доставшейся Узбекистану от СССР. Этим, как сообщалось, готов был в 2015 году заниматься 140-й ремонтный завод, расположенный в Борисове.

Возможноcть организации сборки бронемашин «Кайман» в Узбекистане обсуждали в 2015 году. Фото: vsr.mil.by

С тех пор у беларусской оборонки появились новые продукты для экспорта. Этакий беларусский плов. Станет ли он «съедобен» для богатого залежами золота узбекского покупателя, пока сказать затруднительно. Вполне вероятно, что на эту тему вскоре в беларусских и иных медиа появятся мозговедческие, по сути маркетологические, рассуждения. Как и любой другой рынок, для рынка вооружений такие услуги всегда будут востребованы.

Но не одним ВПК удобряли узбекскую почву накануне визита Александра Лукашенко. Не успел генерал Равков покинуть гостеприимный Ташкент, как уже в апреле впервые в Узбекистане прошли Дни культуры и кино Беларуси. Кроме концертов белорусских артистов, узбекские зрители смогли насладиться кинофильмами беларусского производства — «Тум-Паби-Дум», «Следы на воде», «Невероятное перемещение» и «Брестская крепость».

Аграрный посол

Военно-культурологические мероприятия, которые официальный Минск уже провел в Узбекистане перед официальным визитом беларусского руководителя, могут свидетельствовать о серьезных намерениях.

Станет ли визит действительно «историческим», в определенной степени будет зависеть и от послов, появившихся в узбекской и беларусских столицах в этом году. Другими словами, за успех должны будут отвечать МИДы двух стран.

Нынешний посол в Ташкенте с известной в Беларуси фамилией профессиональным дипломатом не является. Леонид Маринич всю жизнь трудился в сельском хозяйстве. К сожалению, в нашей стране хлопок не растет и экспертом в хлопководстве бывший первый зампред Минсельхозпрода очевидно не был. Почему именно его поставили на новое ответственное направление — загадка. Вряд ли инициатором был МИД.

Леонид Маринич и Шавкат Мирзиёев. Фото: president.uz

Возможно, главным преимуществом нового посла будет умение продавать беларусские трактора и комбайны, которые приспособят к уборке узбекского хлопка. Тем более МТЗ уже поставляет в Узбекистан узлы и комплектующие для изготовления хлопкоуборочных машин узбекской разработки.

Кроме уборки хлопка в Узбекистане есть и другие виды работ, которые может выполнять беларусская техника. Например, на Зарафшанском карьере, где открытым способом добывается золото, работают новые мощные «БелАЗы». Всего в стране уже сейчас эксплуатируется более полутысячи единиц карьерной техники «БелАЗ».

Если в целом посмотреть на номенклатуру беларусского экспорта (а за экспорт отвечает именно МИД) в Узбекистан, то традиционно туда продавали тракторы, сахар, грузовые автомобили, холодильники и морозильники, лекарства, шины, газовые плиты, баллоны и счетчики, велосипеды.

Беларусь же закупала в последние годы в Узбекистане хлопковое волокно, хлопчатобумажную пряжу, трикотажные полотна и одежду, виноград, овощи, сухофрукты.

Какой «изюм» сегодня можно найти в этом плове, видимо и расскажут многочисленные участники Ташкентского бизнес-форума при поддержке представителей высшего и высокого уровней.

Роман Яковлевский, специально для #RFRM

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

🔥 Поддержите Reform.news донатом!